Закаливание детей

Закаливание детей дошкольного возраста

Закаливание

Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма  к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

В зависимости о возраста ребенка закаливание включает в себя:

Закаливание до 1 года

Ежедневные оздоровительные прогулки, включая дневной сон на воздухе.

Дневной (ночной сон) в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до +19 °С.

Пеленание, раздевание, переодевание ребенка в сочетании с воздушными ваннами, гимнастикой.

Умывание в течение дня; с 2–3 месяцев обтирания рук (от кисти до плеча) и ног (от стопы до колена) теплой влажной салфеткой (рукавичкой); ежедневное купание (температура воды 36 °С) с постепенным увеличением времени пребывания в воде.

Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 1 года до 2 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день в соответствии с распорядком дня).

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до +19 °С.

Ходьба босиком с постепенным увеличением времени от 2 до 5 мин, в теплое время года – по траве, песку.

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня. Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 2 до 3 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день в соответствии с распорядком дня).

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до +19 °С.

Ходьба босиком с постепенным увеличением времени от 2 до 5 мин, в теплое время года – по траве, песку.

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня. Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 3 до 4 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день в соответствии с распорядком дня).

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до +19 °С.

Ходьба босиком по дорожкам для профилактики плоскостопия, в теплое время года – по траве, песку.

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание прохладной водой в течение дня, игры с водой. Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 4 до 5

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день); дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до +18 °С; ходьба босиком по дорожкам для профилактики плоскостопия, в теплое время года по траве, песку; физические   упражнения   в проветренном    помещении    и на воздухе    в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой.

Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 5 до 6

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день); дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года – со снижением температуры воздуха в помещении до +18 °С, ходьба босиком в теплое время года по траве, песку; физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой.

Индивидуальное закаливание в семье.

свернуть

Закаливание в летний период

Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

 

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

  • Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
  • Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
  • Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
  • Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
  • Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).

На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется на 01.06. сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.

Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 °С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд. Для детей группы ЧДВ – то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Организация закаливающего мероприятия – контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 °С, затем 35-36 °С, и опять 24°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 °С до 40 °С, а холодной соответственно снижают до 16-18 °С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах-плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 3-4 минуты после еды).

Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).

 

Памятка по контрастному обливанию ног детей в летний период

Контрастные обливания ног – хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная «гимнастика» кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на теплые ноги (т.е. после дневного сна), летом можно сочетать с мытьем ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24 – 25°С, затем - 35–36°С, и опять 24– 25°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2°С до 40°С, а холодной соответственно снижают до 18°С. Для ослабленных детей температура воды та же, однако схема иная: теплая-холодная-теплая вода. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

 

Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья» летом

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:

  • травяной покров,
  • песок,
  • влажный песок,
  • гравий,
  • галька,
  • круглые бревна мостиком,
  • камни, травяной покров.

 

Памятка по закаливанию детей воздухом летом

 

Общая воздушная ванна

В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни МР РБ № 11-14-2-2001 64 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.

свернуть

Закаливание и его виды

Закаливание

Закаливание – это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма  к неблагоприятным факторам внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

В качестве основных средств закаливания используют естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

1 группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

2 группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией , рахитом, гипертрофией нёбных миндалин 1-й и 2-й степени с хроническими заболеваниями (хронический бронхит, хроническая пневмония, хронический отит). Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2 С, чем для детей 1 группы. Показано закаливание воздухом.

3 группа – дети с органическими заболевания сердца, хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, лёгких), хроническим отитом, бронхиальной астмой.

Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия.

 

ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:

  1. КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ФАКТОРОВ И ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР;
  2. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ С УЧЁТОМ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, СТЕПЕНИ ЗАКАЛЁННОСТИ РЕБЁНКА;
  3. ПОСТЕПЕННОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ СИЛЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНОГО ФАКТОРА;
  4. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ – ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ КРУГЛЫЙ ГОД, А ВИДЫ И МЕТОДИКИ МЕНЯТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕЗОНА И ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ;
  5. СПОКОЙНОЕ РАДОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ РЕБЁНКА ВО ВРЕМЯ ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКАЛИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным её воздействием на организм ребёнка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребёнка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, даёт возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые.

Одностороннее проветривание используется  для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых. Она проводится в присутствии детей, в тёплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха до +19 С.

К СПЕЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЛИВАЮЩИМ ПРОЦЕДУРАМ ОТНОСЯТСЯ – закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздухом необходимо использовать при организации дневного сна.

Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в тёплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 минут до подъёма проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей является прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре  наружного воздуха не ниже – 15 С, 4-7 летние при температуре не

 ниже – 18 С – –22 С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся  в физкультурном зале при открытых окнах.

Хорошим средством закаливания, укрепление свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребёнок в трусах и майке , в обуви или босой  (не потный) перебегает из прохладной  (+ 18 С ) комнаты в тёплую (+ 23 С) и обратно в течении 5 – 6 минут.

«Дорожка здоровья»

Порядок расположения ковриков:

1.резиновый с шипами;

2.циновка;

3.коврик с шипами;

4.ребристая доска;

5.резиновый коврик с полосками;

6.ящик с камушками; затем дорожка делится на две части:

1-я часть – мешковина, смоченная водой 40 С охлаждается до 35-36 С, за ней полотенце;

2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка.

Закаливание на дорожке здоровья следует проводить после сна: с детьми 2-3 лет – по2-3 ребёнка в группе, старше 3-х лет – по 10-12 детей в группе

Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по дорожке в колготах и расстёгнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже + 20 С.

Сон при открытом воздухе

Дневной сон при открытом воздухе или при открытых окнах проводится круглый год. В зимнее время. При невозможности организовать сон на воздухе, детей укладывают в проветренном помещении спальни. Детей укладывают при закрытых окнах, затем окна и фрамуги открывают. Во время сна необходимо обеспечить постоянный доступсвежего воздуха, иначе сон на свежем воздухе  подменяется сном в холодном помещении. За 20-30 минут до подъёма  детей окна  закрывают.

Хождение босиком

В зимнее время детей надо приучать ходить босиком в помещении при температуре воздуха +18 С, + 20 С, сначала в носках (3-5 дней), затем без них. Время хождения 3-5 минут, затем его постепенно увеличивают (по1 минуте через3-4 дня), доводя до 15-20 минут в день. После хождения стопы ног следует обмыть водой (температура воды 37 С). Дети босиком могут ходить вначале по коврику возле кровати, затем во время утренней гимнастики и физкультурных занятий (в зале по полу, ковру).

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава). Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок её элементов:

травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые брёвна мостиком, камни, травяной покров. Для гуппы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

 

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ

ВСЕГДА СОЧЕТАЕТСЯ С ЗАКАЛИВАНИЕМ ВОЗДУХОМ, ТАК КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ЗАКРЫТОМ  ИЛИ ОТКРЫТОМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ЧТО УСИЛИВАЕТ ЗАКАЛИВАЮЩИЙ ЭФФЕКТ.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой , промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ.

 Полоскание горла холодной водой

Детей 2-3-х лет приучают полоскать рот, а с 4-5 лет горло 2 раза в день. Температура воды 36-37 С с последующим снижением каждые 3-4-5 дней на 1 С вплоть до 10 С . В последующем следует приучать детей пить холодную воду постоянно. Детям с изменёнными миндалинами следует проводить содо-солевые (на 1 стакан воды 1г. поваренной соли и 0,5г. питьевой соды) или настоями из лечебных трав (календула, ромашка) полоскания в течении 10 дней. Процедура проводится в туалетной комнате. 

Местное влажное обтирание

Обтирание проводится в следующей последовательности:

вначале обтирают руку от кисти к плечу с последующим обтиранием сухим полотенцем, затем вторую руку, грудь, спину, живот, ноги. Постепенно площадь смоченной поверхности увеличивают, переходя к влажному обтиранию всего тела. После чего ребёнка вытирают полотенцем, не допуская интенсивного растирания, приводящего к повышению температуры тела. Проводить это мероприятие лучше под музыку, улучшающую эмоциональное настроение детей.

 Контрастные обливания ног

Хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная гимнастика кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на тёплые ноги (после дневного сна), летом можно сочетать с мытьём ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35- 36 С , и опять24-25 С. Каждые 3-4 дня температуру тёплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а холодной  соответственно снижают до 8 С. Для ослабленных детей схема иная:

тёплая – холодная – тёплая. После процедуры ноги вытирают сухим полотенцем.

свернуть