Преемственность дошкольного и начального образования
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования

Рецепт успешного перехода из детского сада в школу
Преемственность дошкольного и начального образования «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее" В.А. Сухомлинский Основные задачи учреждения дошкольного образования: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями; формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта; подготовка к продолжению образования. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 230 Положение об учреждении дошкольного образования) Педагоги дошкольного образования, реализовывая выполнения данных задач, всегда надеются на успешный переход ребенка на новый этап образования - в школу. Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов и родителей. Принято считать, что ребёнка - дошкольника не учат в детском саду, а развивают и воспитывают. Учебный процесс – основной вид деятельности школьника. Ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. У каждого педагога свои рецепты методов и приёмов для обеспечения разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями. Но поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка: вырабатывается новый стиль жизни, изменение привычного распорядка дня, новые отношения между взрослыми и сверстниками, физиологическая перестройка. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В этом вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада, школы и родителей. Да, верно и родителей. Зачастую воспитателям дошкольного образования приходиться готовить к переходу в школу не только воспитанников, но и родителей. У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. У многих родителей бытует мнение: у воспитателей дошкольного образования главной целью является достаточно узкая задача по подготовке к школе – научить читать, писать и считать. У педагогов и родителей должна быть общая цель - укрепление физического и психического здоровья, социальная адаптация к школьной жизни. Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования. За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования. Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, В дошкольном учреждении, можно часто услышать фразы родителей: « Опять играли? Когда вы учиться будете?». Можно услышать фразу от начинающих педагогов: « Как ты в школу пойдёшь, если ничего не умеешь?». Поэтому вы хотим поделиться своим практическим опытом не только с молодыми родителям, но и с начинающими педагогами. Очень трудно сформировать представление ребёнка о том, с чем не знаком. Родителям и педагогам настроиться на позитив, творчески и креативно начать подготовку к школе. Дети очень эмоционально чувствительны к фальши. Не запугивать строгостью учителя и соблюдением дисциплины. Постараться внушить уверенность в своих силах. Заменить фразу« Как ты в школу пойдёшь, если ничего не умеешь?» - « Ты всё умеешь и делаешь правильно, а в школе научишься делать ещё лучше!» И обязательно дать возможность «наиграться вдоволь». Вечер в дошкольном учреждении. Заигравшись, некоторые дети не замечают, что за ними пришли родители. Играя, ребёнок удовлетворяет свои потребности в двигательной активности, приобретает социальный опыт, развивается духовно и физически. У них развивается воображение, логическое мышление, сообразительность, забота друг о друге. У него вырабатывается условность поведения, что очень пригодиться в дальнейшем при решении задач. В игре дети подражают взрослым, изображая то, что им нравиться. Уважаемые родители, не спешите резко остановить этот момент. Проявите терпение и понаблюдайте. Педагоги дошкольного образования, дайте возможность лучше узнать родителям интересы и жизнь ребёнка. Игра делает ребёнка радостным. Бережно относитесь к играющим детям. Не прерывайте игру в самый увлекательный момент, делайте это тактично. Иногда для ребёнка слово «Школа» ассоциируется с новой игрой, где существуют правила. Поддержите своего ребёнка, будьте с ним на одной волне. Позаботьтесь, чтобы мир математики и чтения был увлекательной игрой, где ребёнок преодолел все испытания и стал супер - героем. Работайте над мелкой моторикой, которая очень влияет на сознание, речь, мышление, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Поощрите интерес к рисованию, лепке, конструированию. В связи с переходом в школьную жизнь у ребёнка появляются новые обязанности: подготовка к урокам. Но так ещё хочется поиграть!!! Многие взрослые это желание не одобряют и строго возмущаются: « Ты что ещё маленький? Ты уже школьник!». Но игра ему нужна и очень важна. Игра для первоклассника - это разрядка после уроков. Младшие школьники с детьми дошкольного возраста играют на улице довольно долго. И мы, взрослые, должны отнестись с пониманием к этой потребности и создать пространство не только для учёбы, но и для игр. Помочь разработать распорядок дня, который поможет адаптироваться к школе, быть более организованным и способствует здоровому росту организма. Более того, такая системность приучит даже самого большого непоседу к порядку. Таким образом, в преемственности дошкольного и начального образования можно выделить содержательные компоненты перехода на следующую ступень образоания: Эмоциональная сфера - обеспечение эмоциональной комфортности, положительные эмоции. Деятельная сфера - опора на актуальные виды деятельности и создание условий для формирования предпосылок ведущего вида деятельности следующего возрастного периода. Обеспечение постепенного перехода между ведущими видами деятельности. Содержательная сфера – выполнение основных задач дошкольного образования Коммуникативная сфера – обеспечение контактного общения ребёнка дошкольного возраста и младшего школьника с целью создания условий для социализации. Педагогическая сфера – индивидуальный характер обучения и воспитания. Установление делового сотрудничества между воспитателями дошкольного образования и учителями начальных классов. В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Рецепт успешного перехода из детского сада в школу – это активное взаимодействие семьи, педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов, преследуя общие цели, могут обеспечить успешный переход ребёнка из детского сада в первый класс. Ольга Доценко, Заведующий ГУО « Детский сад агрогородка ТУРЬЯ"
Преемственность дошкольного и начального образования
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.
За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации преемственности:
1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
2. Работа с детьми
3. Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:
- установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
- взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и начальной школы;
- совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
- совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
- семинары-практикумы;
- взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением);
- психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;
- изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Работа с детьми может включать:
- организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
- организация экскурсий по школе;
- комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
- проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
- совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей может включать:
- совместное проведение родительских собраний;
- проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
- посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
- открытые занятия;
- консультации воспитателей, учителей начальных классов;
- привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., лектории в рамках школы будущего первоклассника, родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.
В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут