Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования

  Аннотация:    Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов и родителей.   В статье  даны рекомендации: как  сделать,  чтобы  процесс перехода из дошкольного учреждения в школу прошел для ребёнка безболезненно и   какие компоненты  наиболее эффективно помогают в преемственности дошкольного и начального образования.  Annotation:     The continuity of preschool and primary education as a condition for lifelong education is one of the most complex and still unresolved problems of education. For many years, it has been discussed among scientists, specialists from educational authorities, teachers and parents.    The article gives recommendations on how to make the process of transition from preschool to school painless for the child and what components most effectively help in the continuity of preschool and primary education.     Анатацыя:     Пераемнасць дашкольнай і пачатковай адукацыі як умова бесперапыннай адукацыі - адна з найскладанейшых і ўсё яшчэ не вырашаных праблем адукацыі. Шмат гадоў яна абмяркоўваецца сярод вучоных, спецыялістаў органаў кіравання адукацыі, педагогаў і бацькоў.    У артыкуле дадзены рэкамендацыі: як зрабіць, каб працэс пераходу з дашкольнай установы ў школу прайшоў для дзіцяці бязбольна і якія кампаненты найбольш эфектыўна дапамагаюць у пераемнасці дашкольнай і пачатковай адукацыі.             Рецепт  успешного перехода из детского сада в школу Преемственность дошкольного и начального образования  «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,  а всегда опирается на определенную  стадию развития,  проделанную ребенком ранее"  В.А. Сухомлинский        Основные задачи учреждения дошкольного образования: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями; формирование у воспитанников нравственных норм, компетенций, необходимых для приобретения социального опыта; подготовка к продолжению образования. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 04.08.2022 № 230 Положение об учреждении дошкольного образования)    Педагоги дошкольного образования, реализовывая выполнения данных задач, всегда надеются на успешный переход ребенка  на новый этап образования - в школу.    Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов и родителей.   Принято считать, что ребёнка - дошкольника не учат в детском саду, а развивают и воспитывают. Учебный процесс – основной вид деятельности  школьника.  Ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.    У каждого педагога свои рецепты методов и приёмов для обеспечения разностороннего развития личности воспитанника в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями. Но поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка: вырабатывается новый стиль жизни, изменение привычного распорядка дня, новые отношения между взрослыми и сверстниками, физиологическая перестройка.   Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В этом вопросе  большую помощь может оказать тесная связь детского сада,  школы и родителей. Да, верно и родителей. Зачастую воспитателям дошкольного образования приходиться готовить к переходу в школу не только воспитанников, но и родителей.    У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний.   У многих родителей  бытует мнение: у воспитателей дошкольного образования главной  целью является достаточно узкая задача по  подготовке к школе – научить читать, писать и считать.     У педагогов и родителей должна быть общая цель - укрепление физического и психического здоровья, социальная адаптация к школьной жизни. Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.    За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.    Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации,    В дошкольном учреждении, можно часто услышать фразы родителей: « Опять играли? Когда вы учиться будете?». Можно услышать фразу от начинающих педагогов:  « Как ты в школу пойдёшь, если ничего не умеешь?».     Поэтому вы хотим поделиться своим практическим опытом не только  с молодыми родителям, но и с начинающими педагогами.    Очень трудно сформировать представление ребёнка о том, с чем не знаком. Родителям и педагогам настроиться на позитив,  творчески и креативно начать подготовку к школе. Дети очень эмоционально чувствительны к фальши. Не запугивать строгостью учителя и соблюдением дисциплины.   Постараться внушить уверенность в своих силах. Заменить фразу« Как ты в школу пойдёшь, если ничего не умеешь?» - « Ты всё умеешь и делаешь правильно, а в школе научишься делать  ещё лучше!» И обязательно дать возможность «наиграться вдоволь».    Вечер в дошкольном учреждении. Заигравшись, некоторые дети не замечают, что за ними пришли родители. Играя, ребёнок удовлетворяет свои потребности в двигательной активности, приобретает социальный опыт, развивается духовно и физически. У них развивается воображение, логическое мышление, сообразительность, забота друг о друге. У него вырабатывается условность поведения, что очень пригодиться в дальнейшем при решении задач. В игре дети подражают взрослым, изображая то, что им нравиться. Уважаемые родители, не спешите резко остановить этот момент. Проявите терпение и  понаблюдайте. Педагоги дошкольного образования, дайте возможность лучше узнать родителям интересы и жизнь ребёнка. Игра делает ребёнка радостным. Бережно относитесь к играющим детям. Не прерывайте игру в самый увлекательный момент, делайте это тактично.   Иногда для ребёнка слово «Школа» ассоциируется с новой игрой, где существуют правила. Поддержите своего ребёнка, будьте с ним на одной волне. Позаботьтесь, чтобы мир математики и чтения был увлекательной игрой, где  ребёнок преодолел все испытания и стал супер - героем. Работайте над мелкой моторикой, которая очень влияет на сознание, речь, мышление, наблюдательность, координацию, зрительную и двигательную память. Поощрите  интерес к рисованию, лепке, конструированию.    В связи с переходом в школьную жизнь у ребёнка появляются новые обязанности: подготовка к урокам. Но так ещё хочется поиграть!!! Многие взрослые это желание не одобряют  и строго возмущаются: « Ты что ещё маленький? Ты уже школьник!». Но игра ему нужна и очень важна. Игра для первоклассника - это разрядка после уроков. Младшие школьники с детьми дошкольного возраста играют на улице довольно долго. И мы, взрослые, должны отнестись с пониманием к этой потребности и создать пространство не только для учёбы, но и для игр. Помочь разработать распорядок дня, который поможет адаптироваться к школе, быть более организованным и способствует здоровому росту организма. Более того, такая системность приучит даже самого большого непоседу к порядку. Таким образом, в преемственности дошкольного и начального образования  можно выделить содержательные компоненты перехода на следующую ступень образоания: Эмоциональная сфера - обеспечение эмоциональной комфортности, положительные эмоции. Деятельная сфера - опора на актуальные виды деятельности и создание условий для формирования предпосылок ведущего вида деятельности следующего возрастного периода. Обеспечение постепенного перехода между ведущими видами деятельности. Содержательная сфера – выполнение основных задач дошкольного образования Коммуникативная сфера – обеспечение контактного общения ребёнка дошкольного возраста и младшего школьника с целью создания условий для социализации. Педагогическая сфера – индивидуальный характер обучения и воспитания.  Установление делового сотрудничества между воспитателями дошкольного образования и учителями начальных классов.   В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».    Рецепт  успешного перехода из детского сада в школу – это активное взаимодействие семьи, педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов, преследуя общие цели, могут обеспечить успешный переход ребёнка из детского сада в первый класс.                                                                                    Ольга Доценко, Заведующий ГУО « Детский сад  агрогородка Турья» Литература: Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З. 2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 августа 2022 г. № 230